Научно-исследовательский центр

НИЦ (13).jpg


Научно-исследовательский центр «Газпром нефти» был создан в 2016 году. НИЦ стал первой площадкой в структуре российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний, обеспечивающей научную поддержку битумного бизнеса, в том числе, при внедрении в практику дорожного строительства полимерно-битумного вяжущего - ПБВ.

Основная цель Центра - развитие технологий производства битумных материалов,  обеспечивающих увеличение срока службы дорожного покрытия. В структуре НИЦ создан уникальный лабораторный комплекс для проведения полного цикла исследований битума, ПБВ, битумопроизводных продуктов и асфальтобетонных смесей. Благодаря высокому уровню экспертизы, в некоторых регионах России НИЦ выступает в качестве независимой лаборатории федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные  дороги».

Одно из наиболее актуальных направлений - методология объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей, аналог американской системы «Суперпейв» (Superpave). Она дает возможность создавать асфальтобетонные смеси на основе битумных вяжущих, рецептуры, которых специально разработаны под климатические условия и транспортную нагрузку конкретного региона или отдельной трассы. Такие дорожные покрытия более долговечны и устойчивы к износу.

«Газпромнефть - БМ» первыми в истории российской битумной отрасли в 2016 году разработали модифицированный битум для асфальтобетонов по методологии Superpave.

При создании рецептуры вяжущего PG 76-34 в расчет брались фактические транспортные нагрузки региона-потребителя — Вологодской области, интенсивность и характер движения, климатические условия. В итоге диапазон работы продукта для российского Севера составил 110 градусов: от верхней прогнозно-расчетной границы +76 °C до нижней -34 °C. Это стало рекордом для отечественного модифицированного битума.

На базе НИЦ разработаны десятки составов вяжущих по индивидуальным требованиям заказчиков из российских регионов, а также восемь рецептур ПБВ для Боливии, приспособленных под специфические условия эксплуатации дорог в этой южноамериканской стране.

IMG_1141.jpg

Специалисты НИЦ провели испытания и подбор полимерно-битумных вяжущих для строительства автомобильных дорог на Сахалине. Исходя из климатических условий региона, данных о составе и интенсивности движения конкретных дорог, специалисты разработали рекомендации, предполагающие замену в проектной документации марки вяжущего. Изменение марки вяжущего улучшило экономику проекта при повышении срока эксплуатации дорог.

Более 120 °C  (свыше + 82 °C и ниже — 40 °C) - рабочий диапазон температур нового полимерно-битумного вяжущего, рецептура которого разработана в НИЦ. Этот модифицированный битум был создан специально для трасс, работающих в условиях экстремальных нагрузок или сурового климата. Например, его использовали для укладки опытного участка трассы на Камчатке — в регионе с особенными климатическими условиями, где за зиму количество «переходов через ноль» исчисляется сотнями раз.

ЦИФРЫ

3500 лабораторных испытаний вяжущих в год

1300 лабораторных испытаний компонентов асфальтобетона и грунтов в год

Лаборатория битумных вяжущих

Лаборатория битумных вяжущих НИЦ  является одним из российских лидеров по созданию высококачественных битумных материалов, разработке нормативно-технической документации, проведению научных исследований, оказанию услуг по проведению независимых испытаний и техническому надзору, а также обучению персонала для нужд дорожного хозяйства.

Достоверность результатов опирается на возможность реализации в лаборатории всех современных стандартных отечественных и зарубежных методов испытаний, а также специальных физико-химических методов анализа (например, фотомикроскопии, хроматографического определения группового углеводородного состава, ряда лабораторных установок, моделирующих промышленные процессы и др.).

IMG_1989.jpg

Оснащение лаборатории дает возможность проводить испытания по количественному определению группового углеводородного состава различных нефтепродуктов.

Лаборатория оснащена самым современным отечественным и зарубежным оборудованием, позволяющим проводить испытания органических вяжущих по всем нормативам Российской Федерации и по многим передовым нормативно-техническим документам стран Европы и США.

Асфальтобетонная лаборатория

НИЦ «Газпромнефть - Битумные материалы» стал первым в России подразделением вертикально интегрированной нефтяной компании, где помимо исследований самого битума занялись работой с комплексным дорожным покрытием — асфальтобетоном.

Современное оборудование НИЦ дает возможность провести испытания готового продукта и выявить исходные компоненты и их соотношение, что позволяет восстановить рецептуру асфальтобетонного покрытия и сопоставить ее с технической документацией дорожного проекта.

Для того, чтобы подобрать состав асфальтобетона под условия эксплуатации дороги в конкретном регионе, проводится полномасштабный цикл испытаний, включающий анализ характеристик всех компонентов асфальтобетонной смеси, на основе которого создается оптимальный состав для заданных условий.

IMG_0783.jpg

Оборудование асфальтобетонной лаборатории позволяет оценить интенсивность образования на дорожном полотне колеи в различных условиях при использовании разных типов и марок вяжущих, стойкость покрытия к истиранию шипованными шинами выявить стойкость различных смесей к усталостному трещинообразованию.

Научно-исследовательский центр - кузница кадров

НИЦ реализует программу по сотрудничеству с отраслевыми высшими учебными заведениями. Студенты региональных ВУЗов получают возможность пройти практику в НИЦ. Молодые специалисты параллельно с обучением проходят стажировку в НИЦ, получая практические навыки по работе с вяжущими и асфальтобетонной смесью под кураторством профессионалов. Также студентам предоставлена возможность для выполнения научно-исследовательских работ на производственных площадках «Газпром нефти», которые необходимы для написания магистерской диссертации.

Совместный образовательный процесс отраслевого лидера «Газпромнефть — БМ» и профильных учебных заведений позволит усилить подготовку востребованных специалистов в области разработки и производства вяжущих, инженерно-техническом сопровождении применения битумных материалов, а также в работе с асфальтобетоном. Это позволит создать профессиональные кадры, которые умеют работать на современном оборудовании и знают передовые технологии.

При участии НИЦ на базе Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета открылся новый профиль — «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», который готовит для отрасли инженеров-дорожников.

Совместно с Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ) реализуется программа повышения квалификации для лаборантов по испытаниям битумов. Программа сформирована на основе новых межгосударственных стандартов, и включает в себя описание всех методов испытаний, ведение претензионной работы, обучение входному контролю.