Библиотека выступлений

Профессиональный игрок

30.03.2015

Интервью генерального директора ООО «Газпромнефть — Битумные материалы» Дмитрия Орлова

Журнал «Газпром»


— Дмитрий Викторович, зачем было создано отдельное дочернее предприятие, занимающееся битумным бизнесом?

— Фактически «Газпром нефть» выделила битумный бизнес как отдельное направление еще в 2008 году — тогда было создано соответствующее управление, а в 2011м на его базе сформировался департамент битумных материалов. С 2011 по 2014 год наши показатели выросли по объемам, ассортименту, географии продаж. Мы купили два актива — в Рязани и Казахстане, организовали совместное предприятие «Газпромнефть — Тоталь ПМБ» и запустили производство премиального продукта — ПМБ G-Way Styrelf. К 2014 году битумное направление стало на 100% восприниматься как серьезный обособленный бизнес со всем набором необходимых компетенций. Ранее подобную дочернюю структуру создала «Роснефть», а сейчас этот вопрос прорабатывается в ЛУКОЙЛе.


30 процентов


— Как в целом развивается российский рынок?

— С 2010 года рынок битумов прибавлял от 5 до 12% в год, и к 2014 году производство приблизилось к 6 млн т. На 80% это дорожные марки, остальное — строительные и кровельные битумы. Растут требования к качеству материалов. В этом вопросе наша страна ориентируется на опыт ЕС и США. В России существуют специальные требования к битуму для платных дорог, отраженные в соответствующем стандарте. С 15 февраля вступил в действие технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), для которого был разработан комплекс межгосударственных стандартов на битумы. Понимая важность этих процессов, мы работаем на опережение, повышая качество продукции.


Создание профессиональных игроков нефтяными компаниями было вопросом времени. Рынок становится более сложным с точки зрения управления. Сейчас наша компания разрабатывает новые финансовые инструменты, которые позволят эффективнее выстраивать взаимоотношения с клиентами. Мы должны быть на шаг впереди, прогнозировать, что будет в отрасли через 10–15 лет. У нас принята стратегия развития до 2025 года, согласно которой мы должны стать технологическим лидером.


— В чем будет выражаться ваше технологическое лидерство?

— Дорожная отрасль — сложный механизм, в котором тяжело приживаются инновации. Наша компания выстраивает отношения с участниками рынка таким образом, чтобы стать проводником передовых технологий. Используем для диалога с дорожниками различные отраслевые площадки, в том числе конференции. Одна из них — «Битум и ПБВ: актуальные вопросы», которую мы организуем совместно с СИБУРом, при поддержке Федерального дорожного агентства и государственной компании «Автодор». Приглашаем представителей органов государственной власти, контрагентов, проектные институты, подрядчиков, нефтепереработчиков. В рамках конференции обсуждаем актуальные задачи и вопросы отрасли.


Наша компания выпускает продукты и собирает статистику, которая подтверждает целесообразность и экономическую обоснованность использования новейших материалов. К примеру, в 2011 году в Омске при строительстве некоторых участков дорог применялись полимерно-битумные вяжущие ( ПБВ). Сейчас, спустя три года, мы можем сравнить показатели участков, построенных с использованием модифицированных и традиционных битумов.


— И как?

— К примеру, после трех лет эксплуатации средняя глубина колеи на участке с применением традиционного битума достигала 7 мм, а на участке с модифицированным — 4,5 мм, исходя из чего можно сделать вывод, что, применяя современные вяжущие материалы, можно минимум на 30% увеличить срок службы дорожного покрытия. Это, наверное, самый заметный для автомобилиста показатель. Данную информацию мы доносим до потенциальных партнеров.


Модифицированные битумы сейчас используются при строительстве новой трассы между столицами. Мы сотрудничаем со многими крупными подрядчиками, работающими на строительстве этой дороги.


— Вы упомянули, что в России производится 6 млн т битумов, какова ваша доля?

— Доля в 2013 году — 29%, в 2014-м — 30%. В абсолютных показателях — 1,8 млн т. По производству модифицированных битумов мы в 2014 году выросли на 60% и достигли 42 тыс.т. Еще пять лет назад доля ПБВ была совершенно незаметной, а сейчас они занимают 3% от общего объема потребления. В Европе соответствующий показатель — 15%, на Аляске — более 50%. Есть к чему стремиться.


— К 50%, как на Аляске?

— Значительная часть дорог не имеет высокой транспортной нагрузки, а если на дороге нет интенсивного движения, то нет смысла применять более дорогой и сложный модифицированный битум. Достаточно обычных. Применение ПБВ оправданно на дорогах с высокой интенсивностью движения и в суровых климатических условиях.


— Что же сейчас сдерживает развитие рынка ПБВ?

— Я могу понять осторожность, которую проявляют дорожные строители. Пять лет назад рынка ПБВ не существовало, а сейчас своего рода проблемой становится обилие производств. Общее количество установок на территории России — порядка 50, но качество готовой продукции на этих производствах сильно различается. Смешав битум с полимером и пластификатором, не всегда можно получить качественный ПБВ. Для того чтобы эта смесь действительно позволяла улучшать основные эксплуатационные характеристики дороги, полимер должен заработать. Производителей с достаточным опытом, которые постоянно проводят мониторинг качества, в России не более пяти-шести. Подчеркну, что рынок модифицированных битумов достаточно молодой, правила пока только формируются.


Стандарт и производные


— Нет ли проблем с гостированием?

— Есть, но основная проблема возникает на стадии экспертизы, которая проводится с целью сокращения затрат. Причем рассматривается только стоимость строительства, а не затраты на последующую эксплуатацию дороги. На этом этапе очень часто из проекта исключают современные материалы, которые существенно удешевляют жизненный цикл, при этом увеличивая капитальные затраты на первоначальном этапе. Кроме того, бывают ошибки в сметных расчетах проектов, когда имеет место занижение стоимости материалов. В этом случае подрядчик, победивший в тендере, может согласовать применение более дешевых материалов, внеся изменение в проектное решение. Сейчас в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Федеральным дорожным агентством, СИБУРом и «Газпром нефтью» создана рабочая группа, основная цель которой — решение системной задачи применения экономически целесообразных материалов и технических решений. Необходимо переходить на контракты жизненного цикла, ставить во главу угла стоимость владения.


— У вас ведь есть производство битумов, в том числе модифицированных, в Омске и Москве. Зачем вы купили активы в Рязани и Казахстане?

— Рязанский завод — очень интересный актив с историей, профессиональным коллективом, налаженным производством, одним из первых в стране начал производство полимерно-битумных вяжущих. Приобретя этот завод, мы усилили собственные производственные мощности, сейчас будем развивать там научную базу. В этом году планируем начать дооснащение лаборатории Рязанского завода оборудованием для испытания не только битумов и ПБВ, но и асфальтобетонов. Сможем оценивать влияние наших вяжущих на конечный продукт — асфальтобетон, осуществлять поддержку наших контрагентов и давать рекомендации дорожным компаниям по применению вяжущих и подбору рецептур асфальтобетона с учетом конкретных условий эксплуатации. В рамках проекта с компанией Total на Московском нефтеперерабатывающем заводе мы используем научный потенциал партнеров, чтобы знакомиться с передовым мировым опытом в области полимерно-модифицированных битумов (ПМБ).


— Предполагаете интегрировать научную базу рязанского предприятия в какую-то структуру внутри компании?

— Планируем на основе этой площадки создать центр компетенций, объединив здесь весь НИОКР битумного бизнеса. Новый центр будет заниматься всеми битумными материалами: полимерными, традиционными битумами, битумными эмульсиями, производными материалами (мастики, герметики, праймеры), а также материалами, получаемыми с их использованием. Работы начнем в текущем году. Будем усиливать кадровый состав.


— Ваше взаимодействие с СИБУРом будет расширяться?

— Конечно. Только за прошедший год мы нашли еще несколько новых точек соприкосновения. Сейчас прорабатывается вопрос поставки компонентов для производства антикоррозионных материалов для защиты стальных трубопроводов нефтяной и газовой промышленности различных диаметров и давлений.


— Будете наращивать объемы производства?

— К 2025 году наше предприятие должно увеличить суммарное производство битумов до 2,5 млн т в год, соответственно, примерно 250–300 тыс. т будут составлять премиальные продукты.


Основной рынок


— Как вы участвуете в процессе импортозамещения?

— Сейчас мы практически полностью перешли на СБС-полимеры российского производства. Аналогично по эмульгаторам. Отечественные компоненты дешевле импортных аналогов, и логистика удобнее. Мы хорошо продвинулись по экспорту продукции. У нас серьезные планы. Рязанское предприятие нацелено на рынок Европы (в основном Восточной Европы), Омск — на Китай, Монголию, Индию, Вьетнам. В начале этого года мы поставили продукцию в Чехию и Италию. В феврале — в Монголию. С Китаем и Турцией, полагаю, заключим контракты в первом полугодии. Речь идет не только о премиальном сегменте, о традиционных битумах мы тоже не забываем. Себестоимость производства сложных продуктов у нас ниже, что повышает их конкурентоспособность на внешних рынках. И главное, спрос есть. По полимерным битумам мы видим экспортный потенциал на 2015 год в десятки тысяч тонн. Что касается традиционных битумов, то обратите внимание: большая часть всех перевозок в России осуществляется автомобильным транспортом. Сдерживающий фактор в экспорте продукции — логистические решения, связанные с отсутствием необходимого транспортного парка.


— Зачем куплено производство в Казахстане?

— Есть Омский завод, обладающий прекрасной сырьевой базой, битумная установка на этом заводе загружена (можно производить 500 тыс. т в год). Но имеется избыток гудрона, который можно было бы переработать в регионе потребления. Так, весь рынок Казахстана — 600 тыс.т. Там активно развивается дорожное строительство. И мы решили локализовать производство. В начале 2013 года «Газпром нефть» приобрела ТОО «Битумный завод» мощностью 180 тыс. т в год. Он расположен в Южном Казахстане, вблизи Шымкента. Сегодня «Газпромнефть — Битумные материалы» — единственная российская компания, которая продает битумные материалы на рынке Казахстана. По результатам этого года мы хотим занять треть казахского битумного рынка. Это всё традиционные битумы. Премиальные продукты здесь пока менее востребованы, но рынок формируется.


— Планируете докупать какие-то мощности?

— Есть ряд проектов — в России. Наш основной рынок здесь. Надеюсь, что в результате совместных усилий нашей компании и дорожников в России будут хорошие, качественные дороги. А дорожная отрасль получит современные битумные материалы.


Беседу вел Александр Фролов

http://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/1108004/?sphrase_id=262069


Возврат к списку