Библиотека выступлений

«Основной фокус нашего внимания — на качестве и эффективности»

01.11.2015

Чуть больше года назад в структуре группы «Газпром нефть» было создано отдельное предприятие для управления битумным бизнесом. О том, для чего это было сделано, принес ли желаемые результаты этот шаг, об основных тенденциях развития битумного рынка и связанных с ними планах развития компании рассказал генеральный директор «Газпромнефть — Битумных материалов» Дмитрий Орлов

 

«Сибирская нефть», №9/126, ноябрь 2015

 

— В связи с чем возникла идея выделения битумного бизнеса в отдельную компанию?

— Это новый этап развития. Рос масштаб бизнеса внутри компании, появлялись новые проекты, новые направления. В результате была набрана критическая масса, при которой возник риск снижения эффективности управления бизнесом. Корпоративный центр такой крупной компании, как «Газпром нефть», все же настроен на фундаментальные процессы, а специфика любого продуктового бизнеса — в необходимости постоянно принимать оперативные решения. Для того чтобы быстро реагировать на рыночные изменения, занимать новые ниши, и нужен такой инструмент, как дочернее общество.


— Все ли задачи, ставившиеся при создании битумной «дочки», удалось решить?

— Год — слишком небольшой срок для того, что- бы говорить о решении всех задач. Одна из первых — усиление команды, развитие компетенций. Мы расширили производственную, коммерческую и экономические функции, появились собственные управления по персоналу, правовым и корпоративным вопросам, маркетинга и стратегического анализа. Это позволило нам усовершенствовать операционные процессы и, главное, создать платформу для предоставления качественной экспертизы нашим потребителям. С точки зрения функционирования как самостоятельной компании за этот год мы добились еще одного важного результата — нас уже знают на рынке. Мы участники всех ключевых отраслевых форумов, члены научно-технических советов Федерального дорожного агентства (Рос- автодор) и госкомпании «Автодор». Нас знают потребители, подрядчики, проектные организации, транспортные компании, маркетинговые агентства. Хотя первый год, конечно, дался непросто. Ведь фактически с нуля необходимо было создавать скелет системы управления компанией из регламентов, стандартов, методик — выстраивать бизнес-процессы. Считаю, что мы с этим справились.


— Ваш тяжелый первый год пришелся еще и на не самый простой год для всей нефтяной отрасли. Как затронул кризис битумный рынок?

— Конечно, общемировые тенденции не могли не отразиться и на битумном бизнесе. Очевидно, что рынок сужается, однако нам удалось не только сохранить свою долю на нем, но и укрепить позиции. И это во многом также — результат выделения битумного бизнеса в отдельное предприятие. Из всех нефтяных компаний мы оказались лучше всех подготовлены к сложностям. Мы «в рынке» — производим высококачественные битумные материалы, имеем широкую линейку продукции, абсолютно конкурентоспособны. И мы действительно быстро реагируем на изменение конъюнктуры. При этом наши возможности позволяют оказывать широкий спектр услуг — это и техническая экспертиза, и доставка, и фасовка продукции. Лучшее подтверждение моим словам — наши показатели продаж как традиционных битумов, так и премиальных продуктов, например полимерно-битумных вяжущих.


— Основная отрасль — потребитель битумной продукции — дорожное строительство. Каковы перспективы этого сегмента и, соответственно, насколько велик риск проседания битумного рынка в связи с сокращением потребления дорожных битумов?

— Объем финансирования дорожной отрасли действительно сокращается, реализация некоторых проектов переносится на более поздний срок. При этом одна из главных задач, которые стоят и перед Федеральным дорожным агентством, и перед каждым субъектом России, — повышение эффективности расходования бюджетных средств. Для нас это плюс, так как любое повышение эффективности основывается в том числе на применении современных технологий и материалов. А в этой сфере мы безусловные лидеры. Кстати, эту нацеленность на эффективность уже отражает отраслевая статистика: при сокращении объема реализации традиционных битумов на рынке премиальных продуктов мы наблюдаем небольшой положительный тренд. А мы выступаем своеобразным двигателем в развитии сегмента современных вяжущих на российском рынке.


Высокотехнологичные битумы используются в таких крупных проектах, как строительство ЦКАД, федеральных трасс М10 «Россия», М2 «Крым», М4 «Дон», М8 «Холмогоры», М18 «Кола», а также кольцевых автомобильных дорог в Москве и Санкт-Петербурге. Востребованы будут премиальные продукты и в проектах, связанных с созданием дорожной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Можно не сомневаться, что эти дорожно-строительные проекты будут реализованы в срок, а значит, наша продукция будет востребованна.


— Один из важнейших активов компании — битумное производство на Омском НПЗ. В Западной Сибири объемы потребления битума не сокращаются?

— Более того, в Омске мы в 2015 году увеличили объем производства как традиционных, так и модифицированных битумов. Продавать стали больше и в России, и в Казахстане, в логистической доступности от которого расположен ОНПЗ, — туда поставляются ПБВ. На Омском заводе сформирована оптимальная инфраструктура: есть налив, есть фасовка и хранение продукции, что позволяет нам удовлетворять потребности дорожников фактически в любое время года. Освоив технологию затаривания в технологичную упаковку — кловертейнеры, активно используя автомобильный и железнодорожный транспорт при поставках, мы развивали потенциал рынка фасованной продукции. Результат налицо: сегодня новая автоматическая линия налива в кловертейнеры вышла на объем отгрузки в 400 тонн/сутки.


— В Казахстане компания располагает собственным заводом — он тоже полностью загружен?

— Завод был полностью загружен весь сезон, и даже в октябре мы работали на 100%-ной загрузке. И это совсем не неожиданность. Мы изначально понимали перспективность этого направления, точно оценивали емкость рынка Южного Казахстана, и производительность нашего завода соответствует потребности региона.


— Ослабление рубля не сделало экспорт приоритетным направлением поставок?

— Приоритетным для нас был и остается российский рынок. Экспорт — это своего рода резерв: при снижении уровня потребления на локальных рынках мы будем готовы загружать заводы, наращивая поставки по альтернативным направлениям. Но при этом мы рассматриваем перспективы поставок за рубеж, тем более что развитию экспортного направления способствует не только курсовая разница валют, но и востребованность нашей продукции за рубежом, обусловленная ее качеством, подтвержденным всеми необходимыми сертификатами. В первую очередь прорабатываются поставки с наших активов, расположенных в Центральной России, в Европу, а из Омска и Казахстана — на азиатские рынки.


— Каковы наиболее перспективные из этих направлений?

— К примеру, мы уже получили положительные отзывы на нашу продукцию из Китая. Там конъюнктура меняется, реализация большинства масштабных инфраструктурных проектов завершена, поэтому нужен уже не объем, который достигался за счет производства битума низкого и среднего качества, а высококачественные продукты.


— С чем связана наша активность в Монголии?

— Также с Китаем. Именно китайские компании строят трансконтинентальный коридор Западная Европа — Западный Китай, проходящий в том числе по территории Монголии. Наша технологичная упаковка — кловертейнеры — оптимальна для транспортировки вяжущих на дальние расстояния, поэтому Монголия активно применяет наши полимерно-битумные вяжущие.


— Европейских потребителей также устраивает качество битума «Газпром нефти»?

— Наши продукты соответствуют всем европейским нормам и стандартам, причем нередко с большим запасом. Вся продукция, которую выпускает рязанский завод компании, востребована на рынке Европы, причем это не только дорожные марки, но и строительные и кровельные. При высоком качестве мы предлагаем и адекватную цену.


— Мы дешевле, чем местные конкуренты?

— У нас нет задачи демпинговать — качество нашей продукции это позволяет. Так что наши цены соотносимы с ценами таких европейских компаний, как, например, MOL, OMV.


— Отличаются ли требования к качеству на международном и внутреннем рынке?

— Фактически нет, но есть различия в методике оценки: некоторые параметры в Европе уже потеряли свою актуальность, при этом были введены новые, более существенные. Госрегуляторы сейчас проводят политику, направленную на повышение качества битумных материалов, а следовательно — усовершенствование нормативно-технической базы. К примеру, «Автодор» разработал новый стандарт с учетом требований Таможенного союза к безопасности автомобильных дорог. Именно этот стандарт будет основой нового ГОСТа на битумные материалы. И мы уже сейчас работаем над тем, чтобы соответствовать всем новым требованиям.


— Это, наверное, в том числе и вопрос конкурентоспособности. Как вообще сейчас распределены силы на российском битумном рынке?

— На рынке стандартного дорожного битума три крупных производителя — лидера: мы, «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. А вот на рынке полимерных битумов из ВИНКов только у нас есть производственные мощности. Есть частные производители, в том числе такие крупные, как «Технониколь», есть дорожные предприятия, но на рынке ПБВ мы лидеры.


— За счет чего? Быстрее других сориентировались, оценили перспективы развития рынка ПБВ?

— В какой-то мере мы сами создали этот тренд, поддержав нацеленность Федерального дорожного агентства на внедрение в отрасли современных материалов. Обеспечив реализацию государственной политики качественным продуктом, мы дали возможность воплотить в жизнь хорошую идею и создали для компании весомое конкурентное преимущество. Активно развиваясь в этом направлении, мы сформировали оптимальную производственную базу, а наличие собственного производства — это очень важно, потому что контролировать качество на стороннем активе гораздо сложнее. Наши потребители знают, что мы не просто реализуем коммерческую функцию — мы готовы помочь методоогически, подобрать рецептуры, снять какие-то сомнения или вопросы по поводу того, как применять ПБВ, оценить, нужна ли перестройка ­технологических режимов на асфальтобетонном заводе.


— То есть мы уже выступаем в роли экспертов по высоким битумным технологиям?

— У нас накоплена большая база знаний и информации. Теперь необходима ее систематизация, анализ и дальнейшее развитие на основе сделанных выводов. Для этого на площадке рязанского актива мы создаем научно-исследовательский центр, который будет заниматься изучением и исследованием не только битумных материалов, но и конечного продукта — асфальтобетона.


— Этим раньше занимались специализированные НИИ. Теперь бизнес?

— Фундаментальная наука сегодня находится в достаточно сложной ситуации — это объективная реальность. Но мы все же не претендуем на ее замену — мы бизнес и, конечно, нацелены на получение прибыли, при этом совместно со всеми игроками отрасли несем ответственность за качество дорог. Ведь от качества битума зависит и состояние дорожного полотна — его долговечность и надежность. Именно поэтому мы оказываем дополнительные услуги, проводим экспертизы. Если потребители будут воспринимать нас как профессионалов, экспертов, их лояльность будет расти, а значит, будет укрепляться наше рыночное положение.


— Разработка инновационных материалов, обеспечение потребностей рынка в битуме на фоне сокращения сырьевой базы — это все относится к прикладным задачам бизнеса?

— Понятно, что, когда завершится модернизация российской нефтепереработки, сырья для производства битума станет гораздо меньше. Однако планы государства по строительству дорог будут выполняться в любом случае, а битуму и битумопроизводным продуктам на данный момент альтернативы в дорожном строительстве нет. По нашей оценке, ситуация в отрасли принципиально не поменяется в ближайшие 4–5 лет, а за это время мы должны перестроиться. Это, по сути, вызов, на который нам придется отвечать. У нас уже есть понимание того, как перестраивать и развивать наш бизнес, чтобы сохранить его эффективность для компании. Возможно, часть выпадающего объема будет компенсирована за счет сторонних закупок сырья. Но совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо наращивать долю высокотехнологичных продуктов в производственной линейке, в том числе совершенно новых. Именно под это мы и выстраиваем свою долгосрочную стратегию развития.


— Что это могут быть за продукты, уже понятно? Что может быть востребовано на рынке за чертой 2020 года?

— Существует достаточно большое количество рыночных сегментов, где востребованы высокотехнологичные материалы, где используются битумные композиции с полимерами, различными добавками, обеспечивающими заданные свойства. Речь идет, например, об аэродромном строительстве, рынке изоляционных материалов, да и в дорожном строительстве все более востребован модифицированный битум.


— Освоение новых видов продукции потребует серьезной перестройки производства?

— У нас уже есть успешный опыт производства битумных мастик на существующем оборудовании, однако переход от единичных экспериментов в промышленную плоскость, очевидно, потребует инвестиций. Главное — добиться высоких эксплуатационных свойств новых материалов. Этим как раз и будет заниматься наш НИЦ в Рязани.


— Это стратегический уровень развития, а каковы планы на среднесрочную перспективу и есть ли интересные проекты, которые реализуются уже сейчас?

— Сегодня основной фокус нашего внимания — на качестве и эффективности. В целом существующая инфраструктура позволяет развивать бизнес и работать. Сейчас нужно более внимательно отнестись к сырьевым компонентам, чтобы обеспечить потребителей высокотехнологичной продукцией. Мы изучаем международный опыт, внедряем инновационные технологии, что позволяет нам корректировать наши процессы для сохранения качества продукции и получения новой, с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Это даст возможность расширить ассортимент, а значит — предоставить потребителям выбор с учетом их потребностей: климатических особенностей, грузонапряженности трасс, интенсивности движения. И, конечно, в перспективе выход на новые рынки битумопроизводных продуктов.


Один из наших амбициозных проектов на будущее — возможность выпуска продукции под собственным брендом. Уже есть ПМБ G-Way Styrelf. Планируем двигаться дальше. Это, несомненно, повышает имидж компании, позиционирование в отрасли и на рынке, облегчает идентификацию и дает 100%-ную узнаваемость.


Мы должны стать еще более клиентоориентированными. Сегодня у нас понятный клиентский портфель, мы нацелены на работу именно с конечными потребителями. Мы вместе разрабатываем планы, координируем задачи, то естьиотношения строятся не столько в системе «продавец — покупатель», они строятся на партнерских принципах. И это также один из основных принципов нашего развития и, я думаю, один из важнейших факторов успеха.


http://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/arhive/2015-november/1109750/


Возврат к списку